
Как бы ни звучало странным, но разработка цифровой приборной панели на ВАЗовском заводе началась в далеких семидесятых. Уже на автомобиле сборки 1972 года появились два прибора, работающих на транзисторах - часы и тахометр. Владимир Соловьёв, главный конструктор Волжского автозавода, поставил перед инженерами электронных систем ряд интересных задач – разработку коммутатора бесконтактной системы зажигания, электронных часов и тахометра, антиблокировочной системы тормозов и даже такой экзотики, как системы управления углом опережения зажигания. Вообще, на ВАЗе задумали "перевести на цифру" показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей, но далеко не всех моделей, а лишь "люксовых" модификаций. Для этого понадобилось "с нуля" разработать элементную базу на шести различных предприятиях оборонной отрасли, расположенных в разных уголках СССР – Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Саратове и Новосибирске. Под этот проект были выделены немалые средства – три с половиной миллиона долларов, на которые были приобретены лицензия и оборудование для выпуска вакуумно-люминесцентных индикаторов, без которых производство электронных комбинаций было бы невозможным.
Это в корне меняло начальную стоимость автомобиля - одна только цифровая комбинация приборов по себестоимости обходилась впятеро дороже обычной аналогово-механической. Однако, даже столь скромным планам не суждено было сбыться по простой причине – автомобили ВАЗ пользовались стабильным спросом в любой версии, а для завода освоение подобных опций и обеспечение требуемой стабильности их характеристик было настоящей головной болью. Несмотря на то, что электронную комбинацию приборов запустить в производство так и не получилось, даже сегодня трудно отрицать, что автомобильной электроникой на ВАЗе занимались плотно и успешно. Тем не менее, работа над сложной и высокотехнологичной электроникой в середине восьмидесятых не была напрасной, ведь многое из наработок, а также общий подход к проектам удалось на практике реализовать несколько позже – уже в девяностые годы. Интересно, что многие из функций, над которыми инженеры трудились еще тридцать лет назад, сегодня реализованы во многих автомобилях с ладьей на капоте. К примеру, это и бортовой компьютер с функцией измерения расхода топлива, и спидометр с датчиком скорости без механического привода, и жидкокристаллические дисплеи одометров, появившиеся на серийных ВАЗах в начале двухтысячных годов.

Journal information