stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Русская тройка


До появления железных дорог важные грузы отправлялись почтовыми каретами. Чиновники и путешественники передвигались на них же, и изначально в эти кареты запрягалась максимум пара лошадей. С появлением орловского рысака пара сменилась тройкой. Это было весьма целесообразным решением, потому что в таком виде упряжки лошади уставали гораздо меньше, так как нагрузка распределялась на троих, к тому же развиваемая хорошей тройкой скорость (до 50 км/ч) ничуть не влияла на маневренность. Последний фактор был весьма значимым в городах, где зачастую на довольно узкой улочке приходилось разъезжаться нескольким экипажам одновременно.

Из записок Адама Олеария, известного немецкого ученого и дипломата, можно узнать некоторые нюансы повседневной жизни в России 1630-х годов. В числе прочего Олеарий рассказывал, что ямщик, приближаясь к почтовой станции, закладывал два пальца в рот и оглушительно свистел. Сегодня свист расценивается не иначе, как хулиганство и проявление плохих манер, а в то время звонкий сигнал обозначал приближение почтовой кареты — значит, на станции пора было готовить свежих лошадей, чтобы ямщик не терял времени. Условный знак, от которого, по мнению аристократии, так и несло “мужичьем”, было решено поменять на самом высоком государственном уровне: Петр I издал указ, согласно которому ямщик обязан был не свистеть, а подавать сигнал с помощью специального рожка. Его изображение даже нанесли на двери почтовых экипажей, а к ямщикам применяли вполне серьезные наказания в виде штрафов — известное дело, что порой наказание рублем гораздо действеннее физической расправы, которая, кстати, тоже приветствовалась. Только вот не действовало это: как свистели, так и продолжали свистеть.

Единственное средство, которое способствовало отказу ямщиков от свиста — колокольчик. Он появился одновременно с орловским рысаком и тройкой, и предназначался исключительно для почтовых карет — больше никто не имел права его вешать. Звон от такого колокольчика разносился на пару верст, и должен был предупреждать передвигающихся по дороге путников о том, что неплохо было бы ее уступить, а тем, кто ненароком заплутал на российских просторах — указывал верный путь к тракту, а с ним — и к жилью.

В 1826 году началась история песни “Зимняя дорога”. В ее основу легло стихотворение Пушкина, впечатленного упряжкой: “По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит”. В том же “Московском вестнике”, где состоялся дебют стихотворения в 1826, в 1831 году оно было опубликовано еще раз, но уже вместе с нотами и изображением тройки. Вскоре песня стала одной из самых любимых в народе.

К творчеству, связанному с русской тройкой, относятся и произведения крепостного крестьянина, Ивана Макарова. Помещик Всеволожский, во владениях которого проживал крепостной, не стал мудрить и пытаться оценивать творчество Макарова, а сразу отправил его в солдаты — дурь из головы выбить. В армии мужчину определили в ямщики, и прикомандировали к конвойной роте, которая сопровождала сосланных в Сибирь. В 1852 году, когда ему исполнился всего 31 год, Макаров замерз насмерть в пути. Откуда же стало известно, что он писал стихи? Когда его нашли, то среди прочих вещей в сумке ямщика обнаружили талантливые стихи, которые попали к Александру Гурилеву, композитору. Он не смог пройти мимо и убрать бумаги в долгий ящик: вместо этого на свет появилась замечательная песня, “Однозвучно звенит колокольчик”. Прошло полтора века с хвостиком, а произведение до сих пор входит в репертуар многих исполнителей и хоров.

Наличие настоящего орловского рысака в деревне можно было объяснить только приездом помещика, а потому ни о каких колокольчиках там и речи не было. К тому же в тройки там начали собирать лошадей с незапамятных времен, только вот провидению было угодно приплести к этому графа Орлова. Вместо колокольчиков крепились бубенчики из бронзы, которые тщательно подбирались по размеру и звучанию, чтобы во время езды создавался мелодичный, созвучный перезвон. Из-за отсутствия чистокровных рысаков никто особо не расстраивался — в деревне ценилась не столько порода, сколько способность лошади разделять с крестьянином тяжелый труд, но вот дуги на тройки все-таки крепились. Дугу делали плоской, и обязательно широкой, чтоб было место для красивой росписи. Чаще всего это был какой-нибудь хитрый национальный рисунок, выполненный красной, белой и черной краской, к которому щедро добавлялись яркие ленты и цветы.

Со временем лошадей перестали использовать в таких масштабах. На полях их заменила техника, вместо почтовых карет появились поезда. Но, несмотря на повсеместные “инновации”, тройка все же осталась. Не везде, конечно, да и замена лошадей железом шла постепенно. Тройку использовали на ярмарках и праздниках, ни одни зимние гулянья не обходились без заветной упряжки. Лошадей в нее тщательно выбирали по росту и масти, и запрягали “на отлет”: коренной бежал рысью, а пристяжные — мелким галопом, причем левый начинал ход с правой ноги, а правый — с левой. Зажиточные купцы не скупились: дуги на их упряжках покрывались сусальным золотом, и буквально сияли на солнце. А еще можно было купить разрешение, и повесить коренному колокольчик (пристяжных снабжали бубенцами). Тогда такую тройку было и слышно, и видно за несколько верст. Но ведь негоже такую красоту держать только для праздника! Летом для забав особо нет времени, а вот зимой, когда лед был достаточно крепок, на реках устраивали настоящие соревнования — выясняли, чья тройка резвее. Посмотреть на такие забеги собирались целые деревни.

Официально же первое соревнование троек прошло в 1840 году на Московском ипподроме. В 1911 русская тройка покорила Европу: люди были поражены маневренностью и скоростью упряжки, бегущей разным аллюром, и аплодировали стоя невероятным поворотам и восьмеркам, которые выписывали грамотно подобранные лошади.
источник
Tags: история, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Странные они, однако, да?

    Как вам такое: если перевести с японского языка название разрешающего сигнала светофора, то мы получимсловосочетание «синий сигнал».…

  • В Чечне завтра день без носков и пены для бритья

    Уже девятый год в Чеченской Республике запрещено отмечать день памяти жертв депортации чеченцев и ингушей. Так получилось, что дата выпадает как…

  • Причем тут Трамп и Ку-Клукс клан?

    Они – один из старейших объектов ненависти Америки. Количество участников их движения достигало четырех миллионов. Я, конечно, о Ку-Клукс клане…

  • Откуда в России миллиардерши?

    Если вы думаете, что современные миллиардерши – это светские львицы, чьи пальцы трясутся от тяжести бриллиантовых колец, то спешу вас…

  • Смерть - неплохой бизнес

    А вы никогда не задумывались над тем, откуда берутся приспособления, при помощи которых проводят казни? Знакомьтесь с Фредом Артуром Лейхтером…

  • Чарли Чаплин и наркотики

    Нам, людям современным, эпоха немого кино кажется наивной и совершенно очаровательной. Дамы попадали в беду, а спасали их, конечно, красивые герои.…

  • «Я как Шварценеггер, только мозги качаю. Я – мозгобилдер»

    Сегодня на 85 году жизни скончался модельер, дизайнер, креативный директор Chanel Карл Лагерфельд. Когда ему исполнилось 14 лет, его семья…

  • В психушку сразу после отпуска

    Весна наступает, а вместе с ней и настоящий дурман, который кружит голову. Влюбленные или те, кто только находится в поисках, отправляются в…

  • Главные курьезы премии «Оскар» за всю историю

    Совсем скоро в Лос-Анджелесе объявят победителей ежегодной премии «Оскар-2019». Пока остается только гадать, чем запомнится церемония…

promo stalist july 5, 2016 11:58 25
Buy for 30 tokens
5 июля 1701 года произошло знаменательное событие для всего флота Российской Империи. 315 лет назад некто Иван Рябов совершил подвиг, который должны знать как минимум жители Архангельска, а то и всей России. Простые рыбаки-поморы Иван Рябов и Дмитрий Борисов ловя рябчиков в Северной Двине, попали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments