Командир 1070-го стрелкового полка 23 июля 1944 года получил задачу с утра 29 июля разгромить оборонявшуюся группу противника и овладеть высотой 216,0, в последующем закрепиться на южных скатах безымянной высоты до получения новой задачи.
Перед атакой предусматривались 15-минутный авианалет на передний край, десятиминутная артподготовка. Удар должен был завершиться двумя залпами гвардейских минометов. Это служило сигналом штурма высоты. Справа действовал самостоятельно, совершая обходный маневр, 1046-й полк 367-й стрелковой дивизии.
Доносившиеся артиллерийско-минометная и автоматно-пулеметная стрельба свидетельствовали о том, что сосед справа вел бой с противником в этом направлении. Слева также самостоятельно действовал 1072 стрелковый полк с задачей сбить противника с высоты и овладеть Ханковаара.
После дополнительной разведки, которая уточнила передний край обороны противника, командир 1070-го строкового полка подполковник И. Е. Пильщиков принял решение: главный удар по противнику нанести своим правым флангом в направлении северо-восточных скатов высоты с ближайшей задачей — прикрыть одной ротой правый фланг полка от возможной контратаки противника с северо-запада, обходом справа сбить его на левом фланге обороны, выйти в тыл и отрезать пути отхода на запад.
Одновременно главными силами полка атаковать противника с фронта и во фланг слева, разгромить группировку противника и овладеть высотой. В последующем, преследуя противника, выйти и закрепиться на южных скатах безымянной высоты, боевой порядок строился в линию батальонов. Артиллерия поддерживающая и полковая использовались централизлванно. С выполнением ближайшей задачи полковая артиллерия переподчинялась батальонам.
В 10.00 28 июля 1944 года наша авиация сделала первый свой заход. Пехота красными ракетами обозначила им свои боевые порядки и указала передний край обороны противника. Однако противник разгадал сигналы и во время второго захода нашей авиации тоже стал бросать красные ракеты в направлении расположения наших боевых порядков, стараясь ввести летчиков в заблуждение.
Но наши летчики продолжали умело обрабатывать передний край обороны врага на высоте 216,0. Артиллерииский налет был мощным и точным. Неприятель был прижат к земле. Особенно точным и массированным был налет гвардейских минометов.
Хорошо и слажено работали батареи полковой артиллерии под руководством капитанов Козленко и Догуна. Их разведчики-корректировщики непрерывно корректировали и вели прицельный разрушающий огонь. В результате артобстрела пехоте удалось под прикрытием дыма от зажженного огнеметчиками завала без потерь преодолеть минированный завал и занять скрытно рубеж для атаки.
1-ый батальон майора Федорова, действуя на правом фланге, поджег огнеметным огнем опушку леса на высоте, маскировку траншей и с ходу ворвался в траншеи, выбил из них фашистских солдат и офицеров и устремился в обход справа, угрожая левому флангу обороны.
Противник открыл сильный, но беспорядочный ружейный и минометный огонь. Наши артиллеристы корректировщики непрерывно вели наблюдение обнаруживали новые и ожившие цели и продолжали методически уничтожать их огнем своей артиллерии.
Полковая артиллерия сделала еще один короткий но мощный огневой налет по переднему краю, затем перенесла огонь на западные и южные скаты высоты 216, 0, а пехота с тыла и слева во фланг, под прикрытием своего ружейно-пулеметного огня, начала штурм высоты.
Первым на высоту ворвалась 9-я рота капитана Соколова и 2-я рота капитана М. Б. Стахеева. С криком «ура» роты опрокинули на южные скаты высоты контратакующую группу противника.
Финны, ослабив ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь, отстреливаясь, стали отходить мелкими группами в юго-западном и западном направлениях. 1070-й стрелковый полк после авиационной и артиллерийской подготовки, при поддержке с воздуха самолетами 1-й гвардейской смешанной авиадивизии под командованием полковника Пушкарева в 11 часов дня 29 июля перешел в наступление.
В итоге четырехчасового боя, отбивая контратаки фашистов и преодолев пять линий траншей, полк овладел высотой 216,0. Было разгромлено более двух батальонов противника.
В этом бою в числе первых ворвался на позиции врага парторг 1-й стрелковой роты 1070-го стрелкового полка Давыдов. Фашисты трижды контатаковали Давыдова и его бойцов. Патроны были на исходе. Парторг Давыдов крикнул бойцам роты: «Гранаты к бою, ни шагу назад, бей фашистских гадов!»
Давыдов пал в смертью храбрых, но солдаты роты не отступили, и Финские войска откатились на исходные позиции и оставили несколько десятков трупов своих солдат.
В боях за высоту противник потерял убитыми и ранеными более 350 человек.
источник
Journal information