stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Подлодка К-429

Советской подводной лодке К-429 за свою недолгую службу «посчастливилось» затонуть два раза.

В 1960-х годах были сконструированы первые подводные лодки проекта 670 «Скат». В 1970 году они стали входить в состав флота. Это были одни из первых субмарин, которые могли запускать ракеты из-под воды. Также в оснащение «Скатов» входили дозвуковые ракеты П-70 «Аметист», которые могли доставлять боеголовку в обычном снаряжении или ядерную мощностью до 200 килотонн на расстояние до 570 километров.

Лодка К-429, ставшая десятой в своем классе, запомнилась многим своей «живучестью». Ее включили в состав Тихоокеанского флота в сентябре 1972 года. Подлодка прослужила до 1983 года, после чего в том же году была поставлена на капитальный ремонт и переоснащение. Во время работ крылатые ракеты в ядерном оснащении и торпеды оставались на борту корабля. Экипаж лодки отправили в отпуск.

Напряженные отношения между СССР и США вынуждали командование советского Тихоокеанского флота прибегать к крайним мерам. Так под удар попала К-429, которую вернули на боевую службу раньше запланированного срока, не завершив ремонт судна. Капитану первого ранга Николаю Суворову не удалось вернуть всю команду из отпуска, и 24 июня 1983 года в море вышел сборный экипаж с нескольких других подводных лодок.

Изначально Суворов не был предупрежден о том, что у лодки имеются проблемы с вентиляцией, а приборы на борту не были настроены должным образом. А новый экипаж слабо разбирался в системах К-429. Плюс ко всему, команда на борту не была сработана, и ее члены не имели нужного опыта для быстрого устранения аварии. Катастрофа произошла уже при первом пробном погружении К-429. Один из отсеков лодки вдруг начал стремительно заполняться водой.

Видимо, не учитывалось, что при замене 30 процентов экипажа подлодка считается не боеготовной. В результате за короткий промежуток времени погибло около 14 человек. Вскоре после этого лодка легла на дно на глубине около 50 метров. Суворов понимал, что использовать находившиеся на борту аварийно-спасательные люки и буи будет серьезным нарушением, поэтому он принял решение ждать — в надежде, что вскоре на базе заметят исчезновение лодки. Спустя несколько часов ситуация усугубилась тем, что температура на борту лодки опустилась до 12 градусов, и взорвалась одна из главных батарей корабля. Суворов и два других командира, находившихся на К-429, понимали, что нужно предпринимать какие-либо меры.

Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубина достигает до 500 метров, то ее просто могло бы раздавить.

Капитаном I ранга Гусевым было принято решение отправить через торпедные аппараты на поверхность двух членов экипажа. Добравшись до суши, они сразу же были арестованы по подозрению в шпионаже. Первая история затонувшей К-429 закончилась тем, что экипаж и лодка были спасены. Суворова и командира одной из боевых частей Лиховозова спустя несколько месяцев арестовали и судили. Первому дали десять лет, второму — восемь.

Суворов провел три года в колонии-поселении в Новгородской области. Он был освобожден по амнистии в сентябре 1987 года, и скончался в 1998 году в Санкт-Петербурге.
Советское общество узнало об этом инциденте только при Горбачеве. Ведь прежде вся информация об атомных подводных лодках в СССР была строго засекречена.

Однако путь злосчастной подлодки К-429 на этом не закончился. Субмарина была отремонтирована, так как не имела серьезных повреждений, и возвращена в строй. Но и вторая жизнь этой лодки оказалось недолгой. Второй раз лодка затонула в сентябре 1985 года, потеряв одного члена экипажа.
Причину аварии на этот раз до конца установить не удалось. К-429 снова удалось спасти, но после этого случая ее уже не возвращали в состав флота. Остаток своего пути лодка прослужила в качестве учебно-тренировочного центра, а в 1990-е годы ее вместе с другими субмаринами этого типа отправили на утилизацию.
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ПОДВОДНИКАМ НА КАМЧАТКЕ.
В наше время о трагедии К-429 написано немало книг. Одними из самых читаемых являются: «Катастрофы под водой» и «Дело Суворова. К-429» Николая Мормуля. Однако, по мнению специалистов, справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор.
источник
Tags: история, технологии, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Возможно, это самый радостный в истории день для советских граждан

    "Свершилось! Она перед нами, не слово, не мрамор, горячая, живая, в гимнастерке, полинявшей от солнца и дождей, седая от пыли походов, с…

  • Жуткие, иногда, китайцы

    В некоторых районах Китая до сих пор существует древний обычай, который возник еще при династии Хан - скончавшиеся молодые люди, будь то девушка или…

  • Приказ №0728

    История этого Приказа показывает, что прежде чем принимать то или иное решение Сталин советовался со специалистами и спрашивал их мнения. Конечно…

promo stalist июль 5, 2016 11:58 21
Buy for 30 tokens
5 июля 1701 года произошло знаменательное событие для всего флота Российской Империи. 315 лет назад некто Иван Рябов совершил подвиг, который должны знать как минимум жители Архангельска, а то и всей России. Простые рыбаки-поморы Иван Рябов и Дмитрий Борисов ловя рябчиков в Северной Двине, попали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment