
Крейсер Сибирской флотилии "Жемчуг" в октябре 1914 года зашел в порт Пенанг для семидневного техобслуживания - чистки котлов и переборки механизмов. Однако, в связи с тем, что в этом же районе действовал немецкий крейсер "Эмден", командиру было приказано принять все меры предосторожности. Но капитан 2-го ранга Черкасов не подготовил должным образом корабль к теоретическому нападению, он в это время отправился на берег Пенанга к своей жене, вызванной из Владивостока на время стоянки корабля.
Спустя несколько дней в порт вошел "Эмден" с установленной четвертой фальшивой трубой из брезента, что бы сойти издалека за английский крейсер "Ярмут". Французский миноносец, который стоял на охранной службе, попался на такой обманный маневр и в сумерках пропустил корабль противника в бухту. Подойдя вплотную к единственному силуэту, напоминающего военный корабль, немцы установили, что это русский крейсер "Жемчуг".
Из воспоминаний старпома "Эмдена" Хельмут фон Мюкке:
"На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около одного кабельтова (185,2 м — авт.) мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части "Жемчуга", где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни...
Между тем наша артиллерия поддерживала бешеный огонь по "Жемчугу"... Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег.
Наконец на "Жемчуге" собрались с силами и открыли по нам огонь. Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. "Эмден", проходя мимо "Жемчуга", развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера. Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. Но "Эмдену" было не до них".
Вслед уходящему из гавани немецкому крейсеру выдвинулся французский миноносец "Муске", который только осознал свою грубейшую военную ошибку, однако тремя залпами с "Эмдена" был потоплен и он. В итоге "Жемчуг" уничтожили и потопили за пять минут, погиб офицер и более 80 членов экипажа нижних чинов.

Journal information