stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Подъем "Новороссийска"



После того, как 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор "Новороссийск", встал вопрос о его подъеме, актуальность которого была обусловлена опасностью взрыва боезапаса и экологической опасностью наличия на корабле разного рода органических веществ, а также необходимостью устранить помеху плаванию в Севастопольской бухте.



На основании предварительной проработки Совет Министров СССР постановил:

- линкор как боевой корабль не восстанавливать.

- силами ВМФ линейный корабль поднять и отбуксировать в бухту Казачья на прибрежную отмель для разделки на металл.

- работы закончить в четвертом квартале 1957 года.



Для выполнения работ была сформирована экспедиция особого назначения во главе с крупнейшим специалистом судоподъема лауреатом Государственной премии инженер-капитаном I ранга Н.П.Минером. Это была мощная, хорошо оснащенная организация, в Штате которой в разные периоды состояло от 400 до 700 человек. Было намечено корабль поднимать целиком, вместе с полуоторванной взрывом носовой оконечностью, вверх килем, и в том же положении перевести его в Казачью бухту. Основную часть подъемных сил должна была обеспечить продувка корпуса в корму от 50 шпангоута.



Для обеспечения непроницаемости основной части корпуса были заварены 250 забортных отверстий и выполнена заделка железобетоном пробоины в переборке на 50 шп. Кессонные работы выполнялись специальной группой, в состав которой кроме профессиональных водолазов входили бывшие члены экипажа затонувшего линкора, хорошо знавшие его устройство. Из цистерн корабля откачали 1700 - 1800 тонн мазута.



Наиболее активным и квалифицированным исполнителем всех других водолазных и кессонных работ был водолазный специалист капитан 2 ранга П.Н.Никольский, а техническим руководителем - инженер-подполковник Э.Е.Лейбович. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и. несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми.



Носовая оконечность медленно всплыла после начала генеральной продувки (частичная продувка осуществлялась уже с 30 апреля), а корма - ещe через час. Всплытие ее было бурным вследствие интенсификации продувки, вызванной желанием завершить подъем в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала В.А.Касатонова. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120-150 м3 свободного воздуха в минуту.



Днище поднялось над водой примерно на 4 метра. При стремительном всплытии кормы оказалась сорванной со стопоров 3-я башня ГК, что уменьшило осадку поднятого линкора и облегчило вывод его из Севастопольской бухты, исключив необходимость сколько-нибудь существенных дноуглубительных работ. Потребовалось лишь перестропить, опустив ниже, часть 400-тонных понтонов и удалить все конструкции, увеличивавшие осадку линкора сверх допустимых 16 метров, что также было связано с большими трудностями и опасностью для водолазов.



Перевод протяженностью около 7 миль был осуществлен 28 мая 1957 года. При максимальной продувке отсеков и понтонов линкор был посажен с хода на заранее подготовленную землесосом площадку с осадкой около 15.5 метров и средней высотой надводного борта 5 метров. В дальнейшем осуществлялась выгрузка оставшегося на корабле боезапаса и разделка корпуса на металл.



Отдельную операцию составил подъем оставшихся в грунте 2-й и 3-й башен ГК, осуществленный группой под руководством П.Н.Никольского и инженера-подполковника Л.Б.Столпера. Башни были подняты понтонами и отбуксированы в Казачью бухту, где их вытянули гинями на берег. Вследствие огромного отрывного сопротивления (присоса) не удалось поднять отрезанную башенно-подобную фок-мачту, углубившуюся в грунт. Она так и осталась "памятником" линкору "Новороссийск" на дне Севастопольской бухты.



Tags: корабли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo stalist july 5, 2016 11:58 19
Buy for 30 tokens
5 июля 1701 года произошло знаменательное событие для всего флота Российской Империи. 315 лет назад некто Иван Рябов совершил подвиг, который должны знать как минимум жители Архангельска, а то и всей России. Простые рыбаки-поморы Иван Рябов и Дмитрий Борисов ловя рябчиков в Северной Двине, попали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →