stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Шнеко-роторные вездеходы

Вездеходы на шнеко-роторном ходу - это уникальные внедорожные транспортные средства. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, - это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. При движении шнеки, как винты по резьбе, «вкручиваются» в грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц.

В Советском Союзе основные работы над шнеко-роторными снегоболотоходами производились в 60-70-е годы. Разработкой занимались два предприятия. Первое - специальное конструкторское бюро ЗИЛа в Москве, второе - конструкторское бюро РАЛСНЕМГ при Политехническом институте в Горьком. Первые шнеко-роторные вездеходы оба конструкторских бюро построили практически одновременно - в 1966-1968 годах. По понятным причинам, первый ориентировался на применение силовых агрегатов грузовиков ЗИЛ, а второй - на узлы автомобилей ГАЗ.



Созданные в РАЛСНЕМГ конструкции оказались востребованными гражданскими ведомствами, отвечавшими за лесное и водное хозяйство страны. Машины СКБ ЗИЛ выполняли военный заказ - их планировали использовать в комплексах поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спутников. По некоторым данным, ими заинтересовался также КГБ для розыска спецсредств, заброшенных в труднодоступные районы страны с принадлежавших иностранным спецслужбам летательных аппаратов.

Постройку опытного образца ЗИЛ-4904, так и оставшегося в единственном экземпляре, завершили к 1 мая 1972 года. Ведущим конструктором выступал А.П. Селезнев, а за разные этапы испытаний отвечали Н.Н. Яковлев и Ю.П. Федин. Для снижения веса кабина изготовлена из стеклопластика, но водонепроницаемый низ корпуса был стальной. Каждый из двигателей агрегатировался с автоматической гидромеханической коробкой передач. Крутящий момент силовые агрегаты передавали через раздаточную коробку на редуктор специальной главной передачи. С двух выходов редуктора момент передавался на правую и левую бортовые передачи, которые вращали каждая свой шнек. Поворот машины осуществляла система, состоящая из рычагов, сухих многодисковых фрикционов со стальными дисками и тормоза главной передачи, действовавшего на один из бортов.



Сначала водитель управлял дроссельными заслонками моторов автомобильной педалью акселератора, позднее эту функцию возложили на рукоятку, установленную на рычаге торможения одного из бортов. Тормоза были ленточного типа. Шнеки изготовлены из легкого сплава АМг-61. Двигатели оснащались предпусковым подогревателем, а кузов - системой откачки попавшей внутрь воды. Для перевозки ПЭУ-3 по дорогам с твердым покрытием, специально изготовили трехосный прицеп-эвакуатор на внедорожных шинах. В качестве тягача выступал грузовик ЗИЛ-131.

Одну и ту же машину ЗИЛ-4904 испытывали в двух вариантах - пассажирском и грузовом. В первом случае она носила индекс ПЭУ-3А. за кабиной находился остекленный пассажирский кузов из стеклопластика на 8 человек. В таком виде снегоболотоход проходил летние испытания в июне-августе 1972 года. Второй грузовой вариант марки ПЭУ-3Б вышел на зимние испытания в феврале 1973-го. С машины просто сняли пассажирский модуль, и на его месте освободилась грузовая платформа, которую покрыли тентом. Грузоподъемность снегоболотохода достигала 2-2,5 тонны. Однако он развивал очень небольшую скорость - 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.

Принцип работы шнеко-роторного вездехода:



Tags: машины, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Россиян заменили гастарбайтерами

    Проблему убывающего трудоспособного населения в РФ решают за счет приезжих В последнее время в России возникла серьезная проблема, мешающая…

  • Как Сталин в 1947 году доллар обвалил

    Одной из главных финансовых проблем современного мира является привязка цен на энергоресурсы к доллару. Данный факт позволяет США влиять на…

  • Фотографии военных лет

    Надпись на снаряде 122-мм корпусной пушки А-19: "В лагерь зверья". Групповой снимок офицеров, сержантов и солдат отдела контрразведки…

  • Радиоактивная Кюри

    Мария Кюри - «Мать современной физики» обладает такой степенью радиоактивности, что ее похоронили в гробу с защитой из свинца. Умерла она от…

  • Летающий автомобиль СССР

    Смотря на это творение инженеров СССР складывается впечатление что перед нами модель автомобиля далекого будущего. На самом же деле мы видим…

  • "Гиммлеровская фабрика детей"

    Утопистам, которые описывали свое представление идеального общества, даже сниться подобное не могло, ведь никто из них не рискнул бы воплотить хоть…

promo stalist july 5, 2016 11:58 17
Buy for 30 tokens
5 июля 1701 года произошло знаменательное событие для всего флота Российской Империи. 315 лет назад некто Иван Рябов совершил подвиг, который должны знать как минимум жители Архангельска, а то и всей России. Простые рыбаки-поморы Иван Рябов и Дмитрий Борисов ловя рябчиков в Северной Двине, попали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments