stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Из Петербурга в Москву – подвиг русских авиаторов

Сегодня 105 лет со дня первого в России группового массового перелета по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Газеты называли это событие и «колоссальным шагом вперед в нашей молодой авиации», и «героической авантюрой». Но именно тогда были соединены воздушным путем две столицы России и положено начало авиационной эры в нашей стране.

Это был настоящий подвиг людей, которые пытались покорить небо на хрупких аэропланах. Из дюжины заявленных участников смогли взлететь только девять, и они один за другим сходили с дистанции: аварии, тяжелые травмы, а то и смерть. До финиша добрался один – авиатор Александр Васильев.

10 июля – (23 июля по новому стилю) – в три утра в воздух взлетела сигнальная ракета, и был дан старт. Летчиков провожали около пяти тысяч зрителей, собравшихся на Комендантском аэродроме. В перелете могли участвовать только русские авиаторы. Лететь предстояло по маршруту Петербург — Новгород — Валдай — Вышний Волочек — Тверь — Москва (Ходынское поле). Не все участники смогли подняться на крыло – тот же опытный Васильев поднялся в небо через 37 минут после старта.

До Новгорода первым добрался Михаил Лерхе, но через несколько километров его аэроплан потерял управление и рухнул в овраг. Потерпел аварию Борис Масляников. Сергей Уточкин под Новгородом попал в сильную болтанку, заглушил двигатель и уже возле земли выпрыгнул в неглубокую речку. Он получил серьезные травмы, а позже пристрастился к морфию, потерял семью, попал в психбольницу. Рассказывают, в 1915 году пытался встретиться с императором, чтобы рассказать ему о перспективах летного дела в России – но, конечно, его не пустили. В аварию попал и Михаил Кампо-Сципио, и Владимир Слюсаренко – его аэроплан упал «навзничь» в районе Царскосельского шоссе, погиб пассажир. Не добрались до финиша и другие экипажи.

Сам Васильев позже написал: «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить клош из окровавленных рук…» Но не выпустил штурвала и добрался до Ходынского поля, освященного кострами. Садился в полной тишине, были перебои работой мотора. А потом его приветствовали тысячи москвичей, которые рассчитывали на то, что летчики прибудут-таки в Москву.
Расстояние в 725 км пилот преодолел за 24 часа 41 минуту 14 секунд, из них – девять с половиной часов в воздухе. Остальное время он ремонтировал и заправлял летный аппарат, восстанавливал силы.

Он совершил еще немало подвигов и отдал жизнь за Россию. Во время своего первого разведывательного полета в 1914 году – шла первая мировая – его аэроплан получил повреждение мотора осколками. Пилот попал в плен к австрийцам в районе Львова, бежал, оказался в другом, более строгом лагере. Его безуспешно пытались поменять на пленных офицеров. Последняя весточка – в конце 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что Васильев не способен к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов. Но Александр Васильев так и не вернулся в Россию, и не известно, где он похоронен. Но его слова и теперь помнят все летчики России:

«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав».

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Исчезнувшие города мира

    В каждой стране есть такие города, в которых когда-то кипела жизнь, однако сегодня в них нет ни души. Они были оставлены людьми, либо вымерли, либо…

  • Дуэль танкистов

    А вы знаете, что в период Великой Отечественной войны происходили дуэли один на один не только летчиков, но и, оказывается, танкистов. В ноябре…

  • Снимок рокового дня

    Многие мечтают быть фотографами, но не у каждого получается действительно превосходных кадр. Некоторые посвящают фото искусству целую жизнь, а…

promo centercigr april 13, 05:03 3
Buy for 40 tokens
Нас часто спрашивают, зачем мы помогаем Донбассу, ведь туда возят гуманитарную помощь от МЧС России, довольно разношёрстные отряды народного ополчения стали настоящей армией и теперь называются Народной милицией со своим бюджетом и снабжением, а в Донецке и Луганске созданы структуры…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →