stalist (stalist) wrote,
stalist
stalist

Первый реактивный советский самолет Ту-104

Ровно 61 год назад, 15 сентября 1956 года первый реактивный советский самолет Ту-104 совершил свой первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.

Ту-104 стал настоящим прорывом не только в отечественной, но и мировой авиации.


В период с 1956 года по 1958 год Ту-104 оставался единственным реактивным самолетом, введенным в эксплуатацию, так как первый реактивный авиалайнер De Havilland Comet, принадлежавший Британии, был снят с эксплуатации из-за просчета конструкторов, что привело к катастрофам.
В октябре 1958 года был введен в эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707.

Официальное проектирование Ту-104 началось 11 июня 1954 года в Конструкторском бюро Туполева. Созданный на базе бомбардировщика Ту-16, Ту-104 получил крылья, оперение хвоста, а также форма гондолы двигателей и шасси военного самолета.


Передовые технологии шли рука об руку с техническими сложностями. Так, в начале эксплуатации самолета пилоты и конструкторы столкнулись с так называемым «подхватом», когда самолет в течение нескольких секунд стремительно подбрасывает вверх на 1-2 км при большом росте угла атаки. 17 октября 1958 года командир корабля Гарольд Кузнецов, столкнувшись с этим эффектом и пытаясь спасти машину, передавал на землю информацию о том, что происходит с самолетом. К сожалению, избежать трагедии пилоту не удалось. Всего в той катастрофе погибло 80 человек. Но полученные данные позволили устранить проблему «подхвата».

В 1956 году Хрущев посетил Лондон и прилетел туда на Ту-104. Тогда советский самолет удивил британскую прессу, которая сравнила авиалайнер с приземлением НЛО.

Максимальная скорость, которую развивал Ту-104 - 951 км/ч. Ориентировочное время полета от Москва до Иркутск занимало 7,5 часов.

Ту-104 был флагманом «Аэрофлота» не только из-за своих характеристик, но и благодаря обслуживанию в салоне самолета и его комфорту. Здесь впервые начали кормить пассажиров, а в интерьерах самолета был реализован принцип «салон-дом».



Ввод в эксплуатацию самолета потянул за собой и модернизацию всех аэродромных структур: появились мощные тягачи, заправщики воды и горючего, багажный транспорт и прочая техника.


На базе Ту-104 была создана первая летающая лаборатория для подготовки космонавтов. Для создания невесомости самолет движется по нисходящей параболе, экипажем поддерживается нулевая перегрузка, что создает эффект невесомости, который длится до 25 секунд. В этой крылатой лаборатории проходил подготовку к выходу в космос Алексей Леонов.


Более, чем за 20 лет Ту-104 перевез порядка 100 млн. пассажиров.

Начиная с 1980-х годов крылатые машины были порезаны на металлолом или установлены в некоторых городах СССР в качестве самолетов-памятников.

Tags: СССР, история, техника, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Почему русские боятся кремации

    В России покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории. Языческий…

  • Как 19-летний Гельфенштейн Ленинград спас

    Дата 23 сентября 1941 года включена во все приличные учебники советской истории — в этот день наши войска остановили немцев на Пулковских…

  • Товары, которым в СССР доверяли

    Во время Холодной войны основной «импорт» товаров приходился из союзных республик. Главными брендами, которые вызывали доверие у…

promo stalist july 5, 2016 11:58 14
Buy for 30 tokens
5 июля 1701 года произошло знаменательное событие для всего флота Российской Империи. 315 лет назад некто Иван Рябов совершил подвиг, который должны знать как минимум жители Архангельска, а то и всей России. Простые рыбаки-поморы Иван Рябов и Дмитрий Борисов ловя рябчиков в Северной Двине, попали…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments